Запись альбома рок-группы

2. Запись барабанов

Наш барабанщик Сергей привёз с репетиционной точки на студию барабаны Yamaha Stage Custom, так как они ему нравятся. Он также купил новые тарелки и новые пластики. Часть первого дня прошла за настройкой барабанов, расстановкой микрофонов и пробными дублями.

Чтобы Серёже было веселее записываться, я сделал для него вот такие заготовки:

[аудио] Куклы (электронные барабаны)

Часто барабанщикам, играя на студии под метроном, приходится себя специально контролировать, сдерживать, и они могут играть с другими эмоциями, чем на концерте или репетиции вместе с группой. Чтобы сохранить драйв при записи, можно вместе с метрономом в наушники барабанщику пустить черновую гитару (или бас) и, при желании, электронные барабаны.

Такие электронные барабаны можно создать «с нуля» в подходящей программе, а можно взять уже записанную партию барабанов из многоканальной демо-записи и перевести её в MIDI (например, с помощью бесплатного VST-плагина KtDrumTrigger), затем сделать Quantize и слегка подредактировать.

Поверх электронных барабанов я записал черновую гитару и передал эти черновики Серёже, чтобы он мог под них порепетировать. На студию мы принесли все дорожки (электронную бочку, малый, хэт и гитару) отдельно, чтобы можно было отрегулировать их баланс в наушниках.

Вот какие микрофоны использовал Михаэль для записи барабанов:

Kick: AKG D112 + Yamaha NS10 Sub
Snare: Audix D1 (top) + Sennheiser MD 441 (bottom)
Tom 1: Shure Beta 57
Tom 2, Tom floor: Audix D2
Overheads: AKG C414 (x2)
Room: Neumann M58 (x2)

В качестве Talkback-микрофона (в него музыкант общается со звукорежиссёром) Миша использовал Sennheiser MD 421, который он тоже записал ради интереса. Звук с верхнего микрофона малого барабана (Snare top) был слегка скомпрессирован уже во время записи.

Мы поэкспериментировали с записью барабанов напрямую в компьютер и через многодорожечный магнитофон. Послушайте, как звучат барабаны, записанные напрямую в компьютер (первые 30 секунд), и пропущенные через магнитофонную ленту (следующие полминуты).

[аудио] Жить тобой (пример записи барабанов в компьютер и на ленту)

Нам больше понравился «тёплый» звук с ленты, мы решили, что он лучше подходит для наших новых песен. Проходя через магнитофон, звук становится более округлым, мягко компрессируется, звучание барабанной установки склеивается вместе, и по нашим ощущениям она звучит более цельно, как единый инструмент.

Обычно такой вариант занимает больше времени — сначала записывать на ленту, а затем скидывать в компьютер, но оказалось, что это можно делать быстрее: сигнал с микрофонов подаётся на записывающую головку магнитофона, проходит через ленту и с небольшой задержкой попадает на считывающую головку, с которой идёт в аудиокарту. Чтобы потом синхронизировать записанные с задержкой дорожки в компьютере, через ленту также проходит сигнал метронома и наш черновик (электронные барабаны).

Редактирование барабанов

Сергей записывал по несколько дублей каждой песни, из которых я затем дома выбирал лучший дубль и редактировал его. Сразу после записи можно фиксировать в блокноте номера хороших дублей (по первому ощущению), чтобы потом было легче ориентироваться в них.

Вот как можно сделать редактирование барабанов более организованным и быстрым: все принесённые со студии дубли расставляются в проекте и синхронизируются по дорожке метронома. После этого прослушиваем их, отмечая цветом отдельные места.

Редактирование барабанов
[иллюстрация] Редактирование барабанов

Например, жёлтым можно отмечать места, которые вы считаете лучшими, оранжевым — вполне хорошими, а тёмно-оранжевым, красным — неудачные места и ошибки, которые нужно исправлять.

Затем выбираем дубль с лучшей энергией и на его основе «собираем» готовую партию. Если в лучшем дубле были ошибки, то ставим на их место другие фрагменты, жёлтые, затем оранжевые, слушаем, как они сочетаются между собой. Если нужно, то можно слегка двигать отдельные удары.

На записи Сергей часто подстраивал малый барабан — пластик был новый, и без подстройки барабан спускался, так что в разных дублях он мог звучать немного по разному. Поэтому я старался брать фрагменты из того же или из соседних дублей.

При редактировании барабанов приходится резать и двигать все дорожки одновременно, поэтому удобно их предварительно сгруппировать (Edit → Group в Cubase). Дорожки склеиваются и при разрезании и перемещении двигаются вместе. Чтобы быстро редактировать переходы (crossfade) между склеиваемыми фрагментами, удобно назначить горячие клавиши. Можно использовать функцию автоматического crossfade (Auto Fades в Cubase), но, на мой взгляд, удобнее видеть и изменять crossfade вручную для каждого фрагмента.

Иногда слишком сильно отредактированная и выровненная партия становится скучной, и лучше откатиться назад, чтобы вернуть ощущение живого человека за установкой.

Отредактированная партия барабанов
[иллюстрация] Отредактированная партия барабанов

[аудио] Сообщение — барабаны до редактирования
[аудио] Сообщение — барабаны после редактирования

Отредактированные дорожки можно пока оставить в таком «нарезанном» виде, чтобы сделать их «проклеивание» только в самом финале, когда редактирование всех инструментов будет завершено и можно будет приступать к сведению. До этого момента барабаны можно будет ещё слегка подредактировать, чтобы достичь наилучшего взаимодействия с бас-гитарой и электрогитарой.

Отредактированные барабаны возвращаем обратно на студию. Чтобы аудиофайлы можно было легко выставить в проекте в другой программе (на студии используется Logic, а редактирование сделано в Cubase), сохраняем все дорожки от начала такта. В Cubase для этого удобно использовать потрековый экспорт (Channel Batch Export). Темп всех песен нам известен и выставлен в каждом проекте. Все аудиофайлы у нас в формате 48kHz / 24bit.

Всего на запись барабанов к 11-и песням нам потребовалось 27 часов на студии и около двух недель дома на редактирование. Для экономии времени на студии, мы арендовали её на несколько дней подряд, чтобы не разбирать установку с микрофонами и записать барабаны ко всем песням с одинаковым звуком.