Часто вокал записывают в последнюю очередь, после того, как записаны все инструменты. Однако мы приступили к его записи ещё до записи чистовых гитар, поскольку у нас была возможность петь под черновую гитару.
Для начала Гера сделал несколько пробных дублей с разными микрофонами, и мы определились с микрофоном. В нашем случае выбор пал на Groove Tubes MD2, предложенный Михаэлем.
[аудио] На далёкой звезде Венере (вокал)
Во время пения мы обычно слушаем друг друга из аппаратной, подбадриваем и высказываем своё мнение о спетом дубле: что получилось как надо, а что можно спеть ещё разок.
Я считаю, что лучшие дубли обычно бывают в начале —
В припевах часто нужна «пачка» голосов, для этого можно записать побольше одинаковых дублей (желательно не меньше четырёх, а лучше — больше). В куплетах постараемся записать вокал максимально выразительно и точно — как в эмоциональном отношении, так и по нотам.
Чтобы записать
Мы управились с записью вокала за 12 часов на студии (
Лучше всего, если на студии вы сразу отметаете неудачные дубли, оставляете только самые хорошие фрагменты, тогда можно быстрее управиться с последующим редактированием. Советую вам сразу после записи отмечать в блокноте (или как-то ещё) номера хороших дублей, чтобы потом было легче в них разобраться.
При записи вокала, на мой взгляд, в первую очередь стоит обращать внимание на настроение, подачу и общее ощущение от пения: насколько гармонично звучит вокал вместе с музыкой, насколько он сильно увлекает вас в содержание песни и задевает в эмоциональном плане. Во вторую очередь замечайте то, насколько чисто спеты ноты и на ритмическую часть, поскольку эти моменты можно подредактировать на компьютере.
Редактирование можно начать с куплетов. Если спетый куплет нравится вам целиком, то оставляйте его как есть. Иногда можно составить куплет из нескольких похожих дублей, выбирая наиболее удачные фрагменты, или заменить отдельные плохо спетые слова. Если склейка из разных дублей получается слишком заметной (например, в паузе между словами), то можно попробовать сделать склейку внутри слова, между слогами.
Голоса в припевах можно брать и менять местами друг с другом, размножая их таким образом. Хорошо, когда дублирующие партии спеты ритмически одинаково, то есть когда все гласные и согласные, вдохи и выдохи в них звучат синхронно. Лучше всего добиваться этого во время записи, стараться точно повторить вокал, взятый за основу. Однако если на записи полной синхронности добиться не удалось, то можно сделать это при редактировании. Иногда достаточно просто подвинуть отдельные фрагменты, но в некоторых случаях нужно удлиннить или укоротить
Вот пример расставленных и отредактированных по времени голосов:
[аудио] Sunshine (вокалы)
[иллюстрация] Sunshine - вокал после редактирования
Затем можно приступить к коррекции неточно спетых нот. Для этого существуют программы вроде Antares Autotune, Celemony Melodyne и прочие.
В ручном режиме я предпочитаю пользоваться Melodyne (например, для коррекции вокала в куплетах, изменения длительности нот), а в полуавтоматическом режиме — встроенным в Cubase плагином Pitch Shift (частично похожим по функционалу на Autotune). На его вход можно отправить
Такой способ здорово экономит время, когда требуется обработать несколько похожих дорожек (например, голоса в припевах), так как
Вот пример вокалов из песни «Дети апреля» до и после редактирования.
[аудио] Дети апреля (вокал до редактирования)
[аудио] Дети апреля (вокал после редактирования)
После редактирования в вокале сглаживаются неровности, однако вместе с неровностями уходят живые эмоции и индивидуальность исполнителя — все начинают петь похожими компьютерными голосами. Нужно использовать возможности редактирования внимательно и в меру, чтобы не навредить, но помочь песне.
Бэк-вокал к нескольким песням был записал после того, как основной вокал был отредактирован.
[аудио] Желания (вокал и бэк-вокал)
сначала основной вокал, затем основной вокал + бэк-вокал
Выбор, редактирование вокала и бэк-вокала потребовало около трёх недель (по несколько часов в день, примерно по два дня на песню).