После того, как записаны и отредактированы все основные партии инструментов и вокала, можно заняться деталями — дополнительными аранжировками, которые придадут нашим композициям глубину, наполненность, украсят и обогатят их.
В некоторых песнях можно обойтись минимальным количеством дополнительных деталей. Например, на нашем альбоме в песнях «Отстранён» и «Внутренний я» вполне достаточно (на мой взгляд) тех инструментов, что были записаны на студии, можно добавить лишь фоновый синтезатор в некоторых местах.
В других же песнях, таких как «Вместе с нами», «На далёкой звезде Венере» или «Une femme à sa fenêtre» требуется больше дополнительных элементов, чтобы звучание песни соответствовало её стилистике и замыслу.
В некоторых песнях можно записать дополнительно акустическую гитару, которая будет играть
Фортепиано — замечательный инструмент, который может придать как серьёзности, драматичности, так и лёгкости, игривости. Всё же главную роль в нашем альбоме играют гитары и барабаны, поэтому фортепиано появится только в эпизодах.
Наконец, в некоторых песнях здорово будет звучать симфонический оркестр, струнные и духовые инструменты.
Поскольку мы ограничены бюджетом, воспользуемся тем, что есть у нас в наличии — виртуальными инструментами, с помощью которых можно создать на компьютере вполне приличные аранжировки, особенно если они будут лишь дополнением к основным живым инструментам. Если у вас есть возможность — записывайте живые аранжировки, это несомненно интереснее!
Чуть ниже я приведу примеры того, что у меня получилось, и расскажу, какими инструментами пользовался.
При создании аранжировок на компьютере, на мой взгляд, лучше начинать с мелодии или фразы, которую вы хотите добавить: придумать хотя бы приблизительную партию, а затем искать подходящий инструмент или звук. Зачастую возникающие идеи по аранжировке связаны с каким-то конкретным инструментом, вроде: «добавить примерно такую партию на фортепиано» или «длинные фоновые аккорды примерно такого тембра».
В итак уже богатом рок-звучании лучше обойтись небольшим количеством дополнительных аранжировок, чтобы избежать музыкальной «каши». Если вы хотите добавить какой-то новый инструмент, подумайте, какое место в миксе он должен занять, как он повлияет на другие инструменты, как будут они сочетаться между собой. Чтобы инструменты похожие по тембру не мешали друг другу, их лучше расположить в разных углах панорамы или эквализировать по разному. Хорошо могут сочетаться между собой инструменты, играющие в разных октавах, перкуссионные инструменты, короткие звуки.
При сведении нужно будет сделать выбор в пользу нескольких основных элементов песни, которые должны быть на переднем плане, а второстепенные аранжировки сделать менее заметными или эпизодическими.
Вот примеры того, как звучат некоторые наши песни вместе с дополнительными аранжировками и без них, а также как звучат эти аранжировки сами по себе.
[аудио] Sunshine (аранжировки)
0.00 Куплет (было / стало — появился синтезатор)
0:26 Вступление (было / стало — появились духовые).
0:56 Аранжировки в последнем припеве — шейкер, синтезатор, отдельно и в контексте.
1:52 Духовые во вступлении вместе с барабанами и голосами.
[аудио] Вместе с нами (аранжировки)
0:00 Вступление и первый куплет (было / стало — появились фоновые синтезаторы)
0:55 Соло (было / стало — появились фоновые синтезаторы, перкуссия, шум толпы)
2:26 Аранжировки в припеве и в соло: шейкер, несколько синтезаторов, бубен, шум толпы.
[аудио] Дети апреля (аранжировки)
0:00 Второй куплет (было / стало — появилась акустическая гитара и фоновые звуки)
0:32 Припев (было / стало — появилась акустическая гитара и фоновые синтезаторы)
1:05 Соло (было / стало — появились фоновые синтезаторы, фортепиано, акустическая гитара)
1:42 Аранжировки в припеве: акустическая гитара, фоновые синтезаторы, шейкер.
2:06 Аранжировки в припеве в контексте.
2:48 Аранжировки во втором куплете — фоновые звуки (шум города), фраза на синтезаторе, вместе с барабанами и вокалом.
[аудио] Жить тобой (аранжировки)
0:00 Первый припев (было / стало — появилась акустическая гитара, фоновый синтезатор)
0:30 Аранжировки первого припева — акустическая гитара, фоновый синтезатор.
0:49 Добавленные аранжировки вместе с другими инструментами и вокалом.
1:59 Акустическая и электрическая гитары в припеве вместе и по отдельности, а также в контекте с басом и барабанами.
[аудио] Куклы (аранжировки)
0:00 Вступление (было / стало — появился шейкер, фоновый синтезатор)
0:19 Первый куплет без вокала (было / стало — появился фоновый синтезатор)
0:57 Аранжировки во вступлении — фоновый синтезатор, шейкер, отдельно и в контексте.
1:58 Аранжировки в припеве — акустическая гитара, синтезатор, шейкер, отдельно и в контексте.
[аудио] На далёкой звезде Венере (аранжировки)
0:00 Вступление (было / стало — появилось фортепиано, фоновые синтезаторы и звуки)
0:33 Первый куплет (было / стало — появилось фортепиано, фоновые звуки)
1:12 Второй припев (было / стало — появились фоновые синтезаторы и звуки)
1:42 Аранжировки отдельно и вместе с барабанами, голосом, остальными инструментами.
4:39 Фоновые звуки — перевёрнутая тарелка, гром, настройка радио, взлёт ракеты. Фортепиано, синтезаторы в припеве по отдельности и затем всё вместе.
[аудио] Une femme a sa fenetre (аранжировки)
0:00 Дополнительные аранжировки в соло (акустическая гитара, бубен, синтезатор) вместе с электрогитарами и отдельно.
0:29 Дополнительные аранжировки в последних припевах (синтезатор, скрипки, духовые) отдельно и вместе с электрогитарами и вокалом.
Вот какими бесплатными виртуальными инструментами я пользовался в этих песнях:
Синтезаторы — VSTi AZR3, VSTi Kontakt player 4, VSTi Synth1, VSTi lazysnake, VSTi Oddly Organ, VSTi Organ One, VSTi microtrance, VSTi Nanotron2;
Шэйкер — электронные барабаны, пропущенные через VST Shaker Maker;
Бубен — из библиотеки VSTi Independence Free;
Фортепиано - Maestro Concert Grand v2 (.
Вы также можете присоединиться с поиску бесплатной альтернативы виртуальному симфоническому оркестру. В Шумотеке и на других сайтах можно найти множество бесплатных шумов. На отдельной странице собраны ссылки на бесплатные плагины для сведения и мастеринга.
Акустическая гитара — Ibanez Talman TCM50VBS, звук снят встроенным звукоснимателем и внешним микрофоном, а при сведении обработан эффектами (EQ, Compressor).
Работа над дополнительными аранжировками шла параллельно со сведением и занимала несколько дней на песню.