Запись альбома рок-группы

7. Мастеринг

Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над звуковой частью нашего альбома — мастерингу. Мастеринг нужен для того, чтобы сделать финальную «полировку» звука всех наших песен и подготовить их к изданию. Мастеринг включает в себе как художественную, так и техническую стороны.

В художественном отношении мастеринг может помочь песням «ожить», обогатить их звучание, усилить его характер — радостный или печальный, яркий или тёмный, мощный или спокойный и т.д. Если нужно, это достигается с помощью эквализации, компрессирования, расширения стереобазы и пр.

В техническом отношении задача мастеринга — подготовить треки к изданию на определённом носителе (например, на CD, на DVD, на виниловой пластинке, в виде MP3-файлов и пр.) Для этого треки приводятся к нужной громкости и конвертируются в требуемый формат. Кроме того, частотный спектр записей должен быть сбалансирован, чтобы песни хорошо звучали на самой разной аппаратуре.

Вот пример песни «Дети Апреля» до и после мастеринга, сделанного Михаэлем Спеком.

[аудио] «Дети Апреля» после сведения

[аудио] «Дети Апреля» после мастеринга

Песня стала звучать громче, кроме того у неё расширилась стереопанорама, слегка изменился характер и тембр звука. На мастеринге, в отличие от сведения, идёт работа над звуком песни в целом, хотя в некоторой степени можно влиять и на её отдельные элементы. Возможна такая ситуация, когда песня звучит великолепно уже после сведения, и на мастеринге ничего не нужно изменять или улучшать.

После обработки все песни располагаются в нужной последовательности, выравниваются по громкости, выбирается продолжительность пауз между ними.

В результате из всех треков должен получиться единый по звучанию, цельный альбом.

Можно ли сделать мастеринг самостоятельно?

Конечно можно, но для этого требуется время и подготовка. Чтобы сделать мастеринг самостоятельно, нужно обладать хорошим слухом, вниманием к деталям, знанием технических нюансов, музыкальным вкусом и опытом. Нужны подходящие условия — хорошая акустика и качественные плагины: лимитер, эквалайзер, компрессор, возможно многополосный компрессор, расширитель стереобазы, m/s encoder/decoder, плагин для dithering-а и другие.

Многие знают, что для мастеринга существуют специальные студии, оснащённые высококачественным оборудованием. Можно понять, зачем нужны такие условия, если начать делать мастеринг самостоятельно.

Дело в том, что в акустически необработанных помещениях возникают эффекты, при которых некоторые частоты звучат тише, а некоторые громче. Это зависит от размеров и формы комнаты, от материала стен и пр. Если вы хотите проверить свою комнату, измерьте её размеры (длину, ширину, высоту) и посчитайте «проблемные» частоты, у которых длина волн совпадает с расстоянием между поверхностями стен, стола, потолка и пр. Если включить в колонках сигнал с такой частотой и походить по комнате, можно услышать, как звук то становится значительно громче, то почти совершенно пропадает. Это затрудняет правильную эквализацию, поскольку трудно сказать, с какой громкостью в действительности звучит та или иная частота. В основном это проявляется в области нижних частот.

Частично решить эту проблему можно с помощью хороших наушников, на которые не будет влиять акустика помещения. Однако в них будет трудно работать со стереопанорамой, поскольку она воспринимается в наушниках иначе, чем в мониторах. Чтобы улучшить акустические свойства помещения, применяются специальные материалы. Расположение мониторов и рабочее место звукорежиссёра подбирается оптимальным образом.

Когда вы сводите альбом самостоятельно, есть свои плюсы в том, чтобы отдать его на мастеринг другому звукорежиссёру. Во-первых, он может услышать то, что вы пропустили — например, какие-то ошибки сведения, связанные с акустическими особенностями вашей студии. Во-вторых, он может внести свой художественный вклад в звучание песен, взглянуть на альбом свежим взглядом. В-третьих, у него будут необходимый опыт и оборудование, чтобы сделать качественный мастеринг в короткий срок.

Мы решили отдать наш альбом на мастеринг Михаэлю Спеку, который записывал этот альбом, и благодарны ему за помощь и проделанную работу!

Спустя некоторое время мы сделали ещё одну версию мастеринга, о которой пойдёт речь дальше.