Спустя некоторое время после того, как наш альбом был опубликован в интернете с первоначальной версией мастеринга, во время работы над этой статьёй я решил сделать ещё одну версию мастеринга, чтобы показать пример того, как это можно сделать самостоятельно. Дополнительным поводом сделать новую версию были небольшие изменения в сведении.
Разумеется, всё вышесказанное о трудностях самостоятельного мастеринга не обойдёт нас стороной, поэтому будем стараться слушать свой результат на самой разной аппаратуре, в разных помещениях, в автомобиле, сравнивать его с другими фирменными записями и искать оптимальный вариант.
В своём полном значении понятие «мастеринг» включает в себя весь комплекс работ от получения сведения на каком-либо носителе, до изготовления «мастер-копии», обработанной и подготовленной к выпуску. Но мы будем говорить здесь о «мастеринге» только как об итоговой обработке звука, иногда этот процесс называют «пре-мастерингом».
Начнём с того, что поставим цель — мы собираемся выпустить альбом на CD, значит нам нужно сведение из формата 24 bit / 48 kHz привести к формату 16 bit / 44 kHz. При этом желательно добиться такой же громкости, как у фирменных CD и такого же наполненного, насыщенного по всему спектру звучания.
После сведения у нас есть по три файла для каждой песни: дорожка со сведённой песней, отдельно дорожка вокала и отдельно дорожка музыки. Все файлы сохранены в том же формате, в котором мы записывали альбом — 24 bit / 48 kHz.
Дорожка со сведённой песней обработана мягким bus-компрессором. Дорожка музыки и дорожка вокала не обработаны компрессором и дают при сложении полностью сведённую песню без компрессии. На мастеринге можно использовать как одну дорожку со сведённой песней (классический мастеринг), так и две отдельные дорожки (музыка + вокал). Второй подход имеет свои преимущества: можно подкорректировать громкость вокала, можно отмастерить «минус» без вокала, можно обработать дорожку музыки, не затрагивая вокал и наоборот.
Кроме того, bus-компрессор, применённый на сведении, может быть хорош для предварительного прослушивания, но на мастеринге его можно заменить более качественной обработкой. Поэтому предпочтительнее иметь сведение без компрессии, что в нашем случае достигается использованием двух отдельных дорожек (музыка + вокал).
Выберем песню, с которой начнём делать мастеринг — пусть это будет песня, которая нам нравится больше всего по сведению и по музыке. Давайте возьмём песню «Une femme à sa fenêtre». Вот, как она звучит после сведения:
[аудио] «Une femme à sa fenêtre»
сведённая дорожка с компрессором, дорожка вокала, дорожка музыки, затем снова сведённая дорожка с компрессором
Чтобы иметь ориентир, к которому мы будем стремиться, желательно выбрать какую-нибудь фирменную запись, звучание которой кажется нам вдохновляющим и красивым. Уменьшим её громкость, чтобы можно было слушать на равной громкости наше сведение и эталон, к которому мы стремимся. Желательно, чтобы песня-эталон была похожей по стилистике, ритму и аранжировке на нашу песню. Сравним их частотный спектр на слух.
После прослушивания на равной громкости, скорее всего вы обнаружите, что отмастеренная песня-эталон звучит более ярко, открыто, и одновременно более глубоко, с хорошими «низами». Но всё может быть и иначе — например, если вы сводили песню на маленьких мониторах, то вполне могли добавить излишне много баса.
Как бы там ни было, выберите на слух направление, в котором будете двигаться к своему эталону, и с помощью хорошего эквалайзера попробуйте приблизить звучание вашего сведения (его частотный спектр) к желаемому. Вот несколько советов по эквализации, которые могут помочь на мастеринге:
Если вы вырезаете (ослабляете) какую-то частоту, то тем самым подчёркиваете другие частоты. Например, ослабляя середину, вы подчёркиваете верх и низ. И наоборот, усиливая какую-то частоту, вы ослабляете другие. Всё взаимосвязано.
Чтобы добавить «воздуха», открытости сверху, усиливайте частоты от 16 кГц и выше. Иногда вместо эквалайзера лучше использовать эксайтер или энхансер, которые могут начинать работать от 5-7 кГц и выше.
Небольшое усиление средних частот в районе 2-5 кГц широкой полосой придаёт больше яркости, приближает звучание, делает его громче, резче. Ослабление — отдаляет, смягчает, отодвигает вглубь.
Небольшой вырез в области от 150 до 500 Гц (определяется на слух, как место наибольшего «бубнения», «гулкости»), позволяет сделать звучание более прозрачным и открытым. Вместо того, чтобы усиливать верх и низ, для начала попробуйте вырезать гулкость в этой области, и это может как раз подчеркнуть верх и низ. В то же время, если вырезать черезчур много, то запись потеряет «теплоту».
Усиление в районе 60 - 80 Гц придаст бас-гитаре и бочке глубину и мощь. Наряду с эквазайзером можно воспользоваться басовым эксайтером или энхансером. Проверяйте звучание на аппаратуре с subwoofer-ом, чтобы не переборщить с низами.
Если на сведении вы добавили слишком много баса, то на мастеринге для исправления этой ошибки можно воспользоваться многополосным компрессором, слегка прибрав нижнюю полосу (от 0 до 300-400 Гц). Но лучше вернуться к сведению, чтобы исправить эту ошибку.
Частоты ниже 30 Гц можно удалять резким LowCut / HiPass фильтром, поскольку они практически не воспринимаются на слух, но затрудняют работу компрессора и воспроизводящей аппаратуры. Ориентируйтесь по спектроанализатору, сравнивая нижние частоты у фирменных записей и у своей. В области средних и высоких частот лучше ориентироваться на собственный слух и ощущения. По моему опыту, спектроанализатор более полезен как раз в области нижних частот.
Используйте M/S (Mid/Side) способ обработки, который заключается в том, что вы разделяете стереосигнал на середину (центр, Mid) и бок (Side) и можете отдельно обрабатывать эти каналы. В центре обычно звучит бочка, бас-гитара и некоторые другие элементы, а в боках — гитары, стерео-аранжировки и пр. Mid/Side разделение позволяет, например, ослабить или усилить частоту в центральном канале, не затрагивая бока, и наоборот.
Приведу пример. Вот как звучит дорожка музыки (submix), её центр и бок:
[аудио] Дорожка музыки, её центр и бок
В центральном (mid) канале эквалайзером сделаем небольшой вырез в районе 180-500 Гц (найдём частоту, где слишком много гулкости и бубнения). Затем слегка усилим басы в районе 60-80 Гц, для этого можно использовать как эквалайзер, так и басовый энхансер. При желании, широкой полосой слегка добавим середину в районе 2-5 кГц.
[аудио] Эквализация центра - до и после
В боковом (side) канале можно ослабить частоты ниже 40-80 Гц, чтобы сосредоточить бас в центре, при этом можно в качестве компенсации сделать небольшой подъём чуть выше частоты среза. Также можно сделать небольшой подъём в области выше 17 кГц, чтобы добавить «воздуха» бокам.
[аудио] Эквализация бока - до и после
Затем соединяем центр и бок вместе и получаем эквализированную дорожку музыки (submix sum).
Обратите внимание, что мы применяем эквалайзер с линейной фазой, чтобы Mid и Side каналы оставались в одной фазе. Вокал у нас находится на отдельной дорожке. То, что мы сделали небольшой вырез в области 150-500 Гц на дорожке музыки, позволяет вокалу получить больше места в этой области и зазвучать более глубоко и наполненно.
Соединяем вокал с музыкой и обрабатываем их теперь вместе в одной группе: энхансером добавим немного больше яркости, открытости и чуть больше низа. Резким HiPass фильтром можно отрезать всё, что ниже 30 Гц.
[аудио] Дорожка музыки до и после эквализации, вместе с вокалом
На частотный спектр будут также в некоторой степени влиять эффекты, которые мы будем использовать дальше.
Мы можем сделать нашу запись звучащей более широко, как бы выходящей за пределы колонок с помощью стереорасширения. При этом желательно расширять стереобазу только в области средних и верхних частот, оставляя нижние частоты нетронутыми. Это нужно для того, чтобы бас-гитара и бочка не «расплывались» и оставались сосредоточенными в центре.
Мы будем применять эффект стереорасширения только на дорожке музыки, оставляя дорожку вокала нетронутой. Поскольку при эквализации мы уже разделили дорожку музыки на mid и side каналы с помощью M/S Encoder-а, мы можем увеличивать или уменьшать стереоэффект, просто регулируя громкость любого из этих каналов. Например, слегка добавим громкости у канала side, или слегка убавим канал mid, чтобы усилить стереоэффект.
Затем с канала side мы сделаем посыл в FX-дорожку spatial, где отрежем нижние частоты (примерно до 200-300 Гц) HiPass фильтром, чтобы не расширять их, а затем с помощью пространственного плагина сделаем сигнал шире и добавим ему реверберации.
[аудио] Дорожка пространственной обработки
до обработки, затем с low cut фильтром и пространственным плагином
Подмешивая дорожку spatial к общему миксу, мы сможем добавить ощущение глубины и широты пространства.
[аудио] Без пространственной дорожки и вместе с ней
Как уже упоминалось, mid и side каналы соединяются в группе submix sum. На эту группу можно поставить специальный плагин, сужающий стереобазу в области нижних частот. Так мы приблизим нижние частоты к монофоническому звучанию, чтобы они звучали более чётко и глубоко.
[аудио] До сужения нижних частот и после
На этом этапе мы постараемся сделать характер нашей композиции более энергичным и насыщенным с помощью компрессора, а затем увеличим громкость до нужного уровня с помощью лимитера.
На мастеринге могут быть использованы как однополосные, так и многополосные компрессоры. Последние позволяют получить более «плотный» звук, и подходят для шумных, ритмичных композиций с большим количеством инструментов. В отличие от них, однополосные компрессоры бережнее относятся к звуку и позволяют сохранить цельность, не разрывая звуковое полотно на отдельные полосы.
В нашем альбоме есть разные песни, и для каждой мы будем выбирать оптимальный вариант. Мы будем всегда использовать однополосный компрессор на общей группе перед лимитером, а многополосную компрессию использовать только в некоторых песнях, в некоторых фрагментах (чаще всего в припевах) на дорожке музыки. Компрессоры призваны не увеличивать громкость (это мы сделаем после с помощью лимитера), а только скорректировать динамику песни, изменить её энергию.
Вот как настроен однополосный компрессор в данном случае: ratio 2:1; knee hard; threshold такой, чтобы gain reduction было до 3 Дб; release 150 ms; dry mix 50%; mode m/s. Выбираем подходящую атаку (от 10 до 30 мс), чтобы атака у барабанов была достаточно выделенной.
[аудио] До компрессора и после
Многополосный компрессор используем только в «шумных» местах на дорожке музыки. Он настроен так, чтобы чуть больше компрессировать верхнюю и нижнюю полосы, и чуть свободнее оставлять середину. За счёт того, что многополосный компрессор «подрезает» пики в области нижних и верхних частот, можно добиться большей общей громкости и плотности звука.
[аудио] До многополосной компрессии и после
После обработки компрессором оцените результат, сравнивая звучание «до» и «после» на одной громкости. Звучание должно стать более наполненным, насыщенным. Но избегайте «перекомпрессии». Динамика в песне, атака в перкуссионных элементах должны сохраняться.
На дорожке вокала при желании также можно использовать дополнительную компрессию. Настройки такого компрессора описаны в разделе «Сведение вокала — итоговый результат».
Наконец, увеличим громкость нашей записи до нужного уровня с помощью лимитера. Выставим выходной уровень в -0.3 Дб и будем регулировать входной уровень до получения нужной громкости. В настоящее время так называемая «loudness war» на мастеринге привела к тому, что многие диски звучат очень громко, но при этом теряется динамика звука, звук сильно искажается. Поэтому лучше выберем за «эталон» CD с умеренной громкостью.
[аудио] «Une femme à sa fenêtre» — результат пре-мастеринга
После того, как все песни обработаны нужным образом, их требуется выровнять по громкости и «нарезать» для CD. На мой взгляд, удобно делать обработку каждой песни отдельно, а затем сделать выравнивание по громкости, выбор пауз и затуханий в общем проекте.
Для этого можно на время отключить лимитер, экспортировать все песни в том же формате, что и до мастеринга, а затем импортировать в новый проект. В этом проекте можно использовать общий limiter со средним уровнем громкости для всего проекта, а громкость каждой песни регулировать отдельно. При этом сравнивать громкость песен нужно по самым громким местам (например, по припевам).
Выбор пауз и затуханий (fade out) — творческое занятие. Между энергичными песнями паузы могут быть очень короткими, песни могут переходить одна в другую (хвост ещё не затих, а новый трек уже начался). Если нужно дать передышку слушателю после какой-то песни или подготовить его к прослушиванию чего-то важного, можно сделать паузу побольше. В хорошем альбоме, как в фильме, важно выбрать правильную последовательность песен-сцен, проследить их развитие. Представьте, что альбом — это одна большая песня.
На всём процессе записи, сведения и мастеринга мы работали в аудиоформате 24 bit / 48 kHz, а теперь можно сохранить результат для CD в формат 16 bit / 44 kHz.
Поскольку мы сохраняем аудио с понижением битности (из 24 бит в 16 бит), то последним можно поставить плагин для дизеринга (dithering) и выбрать нужную битность (16 bit). Дизеринг не обязателен, но его использование позволяет уменьшить слышимые искажения при понижении битности, особенно в тихих фрагментах.
Если мы собираемся распространять альбом в более высоком качестве, чем CD, можно сохранить результаты мастеринга в оригинальном формате (48 kHz, 24 bit) без дизеринга.
Эквализация: Filtrate LE, Tessla SE (Sub Bass Enhance), Engineers Filter, Dual Linkwitz-Riley Filters
Стереообработка: Voxengo MSED, TP Basslane, JB Omnisone
Эксайтер, энхансер: Michael Gruhn Exciter, Nebula 3 Free [ Mammoth XP Enh1 ]
Динамическая обработка: Molot, AOM Invisible Limiter
Ссылки на эти плагины можно найти на странице "Бесплатные VST-плагины".
Для того, чтобы сделать хороший мастеринг, нужны «свежие уши». Ориентируйтесь на свои ощущения от первого прослушивания, делайте паузы, отвлекайтесь на другую музыку, слушайте результат на разной громкости на разных колонках и аудиосистемах.
Сравнивайте результат работы плагина «до» и «после» на одной громкости. Можно закрыть глаза и несколько раз «включить» - «выключить» плагин, а затем начать прослушивание, закольцевав небольшой фрагмент. Выберите на слух тот вариант, который звучит лучше, и посмотрите, включён или выключен плагин. Иногда глаза и ум говорят, что включённый плагин улучшает звучание, но верить в данном случае нужно ушам.
Используйте автоматизацию на мастеринге, чтобы усилить динамику в песне: выделяйте переходы между куплетом и припевом, подчёркивайте яркие места. Для этого можно регулировать степень стереорасширения, компрессии, эквализации, громкости. Смелее нарушайте надуманные «правила» и шаблоны, старайтесь, чтобы ваши композиции звучали живо, эмоционально, ярко!
Спустя шесть лет после выхода альбома в интернете мы решили опубликовать его на iTunes. Чтобы соответствовать требованиям iTunes (пиковый уровень -1 dBFS) все файлы были слегка доработаны. Заодно с лимитированием была проведена эквализация "свежими ушами", стерео и динамическая обработка. Именно эта версия опубликована на сайте на странице "Итог".