Запись альбома рок-группы

6. Сведение

После того, как мы записали и отредактировали партии всех инструментов и вокала, сделали аранжировки, можно приступать к сведению!

Подготавливаем треки

Чтобы закончить редактирование и перейти к сведению, а заодно облегчить работу себе или тому человеку, который будет сводить наши треки, давайте «проклеим» все отредактированные дорожки от начала такта и дадим им понятные имена.

Если вы будете переносить проект в другую программу, то придётся проклеить все дорожки от начала песни (для этой цели можно также использовать функцию потрекового экспорта). В случае, если редактирование и сведение делаются в одной программе, достаточно проклеить дорожки от начала такта. Это нужно для того, чтобы уменьшить общий объём файлов в проекте, избавиться от лишних дублей и иметь удобную возможность обрабатывать каждую дорожку напрямую, как цельный аудиофайл.

После «проклеивания» электрогитар
[иллюстрация] После «проклеивания» электрогитар

Советую вам называть дорожки и файлы короткими и ясными именами, например “g r od mic1” (”guitar right overdriven microphone 1”) или ”d oh l” (”drums overheads left”). Так файлы легко группируются (поскольку начинаются с одной строки “g” или ”d”), их легче найти и идентифицировать, а короткие имена легче читать в проекте и в микшере.

Функция склеивания выделенных фрагментов на одной дорожке в единый аудиофайл в Cubase называется Audio — Bounce Selection. При этом оригинальные аудиофайлы не затрагиваются, но на их основе создаётся новый файл и ставится на их место. После того, как все дорожки обработаны таким образом, можно перенести проект в другую папку (File – Back up Project...), копируя только используемые в нём файлы. Так мы получим чистый проект с цельными файлами, оставив множество дублей и их редактирование позади.

Редактирование завершено, все дорожки «проклеены»
[иллюстрация] Редактирование завершено, все дорожки «проклеены»

Ура! Приступаем к сведению!

Почему стоит сводить самому?

Самое главное преимущество самостоятельного сведения — полная свобода творчества. Можно совершенствовать свою песню до тех пор, пока вы не будете полностью довольны результатом. Можно добавлять новые элементы, аранжировки, шумы, всё, что приходит в голову в любое время дня и ночи. Всё в ваших руках!

Разумеется, чтобы достичь хороших результатов, придётся многому научиться и потратить большое количество сил и времени. Этим стоит заниматься, если вы искренне любите музыку, чувствуете в себе интерес к звукорежиссуре, записи песен, интересуетесь техникой, компьютерными программами. Нужно научиться разбираться как в физике (в том, что касается электрического тока, звука и волн), так и развивать способности слуха, художественное чувство, учиться представлять себе результат, который вы хотите получить.

Если в вас есть такие склонности, то всё получится. Если же вы понимаете, что ваши способности лежат скорее в другой области — действуйте там, поскольку вы добьётесь лучших результатов занимаясь «своим» делом.

Развиваясь, учась новому и занимаясь любимым делом, достигая новых вершин, вы будете счастливы от постоянного интереса к жизни и творческой целеустремлённости!

Что требуется для сведения

Чтобы свести альбом в домашних условиях, требуется:

  1. Компьютер (желательно достаточно мощный и тихий)
  2. Аудиокарта
  3. Мониторы (колонки) + наушники
  4. Программа для сведения и плагины к ней
  5. Много времени на обучение и эксперименты

Желательно также поработать над акустикой комнаты, в которой вы будете заниматься. Характеристики помещения (размеры, материалы, расположение предметов) очень сильно влияют на звук, который мы слышим. Одни и те же мониторы, помещённые в разные комнаты и даже в разные зоны внутри одной комнаты, будут звучать по разному — поскольку мы слышим как звук, исходящий из динамиков, так и отражённый от стен, пола, потолка, предметов. Складываясь, звуковые волны иногда усиливают, иногда нейтрализуют друг друга. При этом некоторые частоты могут звучать громче, а некоторые тише, вплоть до почти полного исчезновения в некоторых точках.

Поскольку нам нужно слышать реальную картину, важно поработать над акустикой помещения: как минимум, избавиться от «порхающего эха» — повесить на стены ковры или звукопоглощающие материалы, выбрать подходящее место для установки мониторов (симметрично, на одинаковом расстоянии от стен и от рабочего места), избавиться от внешних шумов. Обо всём этом можно узнать в интернете по запросам вроде «домашняя студия», «акустическая обработка помещения», «звукоизоляция» и пр.

Можно начинать учиться сведению и с обычными колонками в неподготовленном помещении. Через какое-то время вам станет ясно, что вы не слышите или неправильно слышите некоторые частоты, упускаете детали, которые могли бы услышать в хороших условиях. Тогда можно задуматься о покупке хороших мониторов ближнего поля и хотя бы минимальной акустической обработке помещения.

Немаловажную роль играет шум, издаваемый компьютером и прочими устройствами. Можно бороться с ним заменой вентиляторов на более тихие, с регулировкой скорости вращения. Есть варианты компьютерных корпусов с водяным охлаждением. Но даже простая замена вентилятора на процессоре и на корпусе на более тихие аналоги даёт хороший результат. Как вариант, можно поставить системный блок в другую комнату.

От качества аудиокарты зависит то, как вы слышите воспроизводимый звук, и насколько чисто звучит то, что вы записываете через неё. Можно приобрести внешнюю (например, подключаемую по FireWire) аудиокарту с низким уровнем шумов, низкой задержкой и поддержкой необходимых драйверов (ASIO), возможно с предусилителем для микрофона, с несколькими входами и выходами.

Подумайте о покупке хороших наушников — в них можно как записываться, так и использовать их при сведении. Они не будут полноценной заменой мониторам, но у них есть свои плюсы — в наушниках можно работать ночью, на звук в них практически не влияет акустика помещения, в них можно услышать некоторые детали (например, щелчки, потрескивания) иногда незаметные при прослушивании в колонках.

Студийные мониторы бывают пассивные и активные. Для пассивных нужен внешний усилитель, а в активных усилитель встроен в каждый из мониторов. У обоих вариантов есть свои преимущества. Отличие мониторов от других акустических систем в том, что они должны минимально «украшать» (то есть искажать) звук, должны передавать его максимально точно, с ровной частотной характеристикой (в идеале). Как уже было сказано, даже самые хорошие мониторы нужно устанавливать правильно и в акустически подготовленное помещение, тогда результат будет хорошим.

Для сведения нужна программа — многодорожечный аудиоредактор. В примерах, приведённых в этой статье, используется Cubase Studio 5. Вы можете обратить своё внимание на Pro Tools, Logic (для Mac), Cubase / Nuendo, Audition, Samplitude, SONAR или другие хост-программы. Среди наиболее доступных по цене и функциональных можно назвать REAPER. Есть и бесплатные подобные программы, например Podium Free и другие.

В интернете можно найти множество дополнительных плагинов для работы со звуком, среди них есть вполне качественные бесплатные.