Запись альбома рок-группы

6.6. Добавление аранжировок в сведение

Чтобы добавить очередную дорожку в общий микс, сначала попробуйте найти для неё подходящее место в панораме. Можно использовать стереорасширение или подобные эффекты, чтобы поместить аранжировку на своё, никем не занятое место.

Если все места в панораме уже заняты и новая дорожка вступает в конфликт с существующими (заглушает, звук становится неразборчивым), можно воспользоваться эквалайзером. Прибавляем определённую частоту у одного инструмента, а у другого — прибираем. Как правило, у дополнительных аранжировок можно отрезать низ (ниже 150-450 Гц, так как это место обычно занято основными инструментами). Можно ослабить средние частоты (в районе 2 - 4 кГц), если нужно, чтобы в этой области основным элементом был вокал, и добавить те частоты, которые более свободны — в районе 5 кГц и выше, иногда в нижней середине (500 Гц - 2 кГц). Лучше эквализировать дорожки в контексте, то есть слушать при этом общий микс.

Ещё один способ сделать так, чтобы аранжировка не мешала основным инструментам — использовать автоматизацию громкости. Можно выводить вперёд только некоторые фразы, вступление нового инструмента, а потом слегка отводить его на задний план.

Чтобы придать инструментам объём и поместить их в новое пространство, пригодятся delay и reverb. Иногда можно значительно изменить первоначальный характер звука, чтобы инструмент лучше вписался в композицию.

[аудио] Фортепиано из песни «На далёкой звезде Венере» до и после обработки

В результате нужно постараться установить между всеми инструментами в миксе баланс по громкости, тембру, панораме и глубине.