Запись альбома рок-группы

6.7. Общие советы по сведению песни

Реверберация

Сведение можно начать с быстрой эквализации и выбора подходящего ревербератора. Послушав «сухую» необработанную запись, представьте себе законченную картинку, уловите настроение песни и попытайтесь эту картинку создать, сделав примерную эквализацию и найдя ревербератор с нужным характером. Ревербератор можно добавить на вокал или на основные инструменты (на рабочий барабан, бочку, возможно на гитары). Можно использовать один или несколько общих ревербераторов на всю песню, и отправлять в них по чуть-чуть с каждого инструмента, чтобы поместить их в единое пространство (но используйте реверберацию в меру). Легче будет представить картинку и выбрать ревер в начале работы, пока у вас «свежие» уши.

Эквализация

Эквализировать инструменты стоит в тех случаях, когда это даёт очевидные преимущества (например, если нужно убрать неприятные частоты в звуке или подчеркнуть красивые). Также эквализация помогает разместить рядом несколько инструментов, играющих примерно в одной частотной области. Если дорожки можно просто развести в разные стороны, то лучше сделать так и обойтись без лишней эквализации. Иначе каждому инструменту выделяется частотное «окно», в котором он усиливается, а у «соперничающих» инструментов эта частота прибирается. Результат эквализации нужно оценивать в общем контексте, то есть слушать всё вместе. Некоторые эквалайзеры могут по разному «окрашивать» звук, это стоит использовать для изменения характера звучания. Для усиления верхних или нижних частот можно использовать эксайтер или энхансер. На большинстве дорожек (кроме, скажем, бочки и бас-гитары) можно смело использовать low-cut фильтр на 60-90 Гц, чтобы удалить «мусор» в нижних частотах.

Компрессия

Чтобы компрессия звучала более интересно, можно поставить несколько различных компрессоров с малым ratio последовательно (друг за другом). Можно также поставить несколько компрессоров параллельно (продублировать исходную дорожку несколько раз и на каждой обрабатывать сигнал своим компрессором). Этот приём можно использовать, например, на вокале или на барабанах.

Стереоэффекты

Некоторые инструменты выигрывают от применения эффекта стереорасширения (stereoenhancer, monotostereo). Один из способов превращения моно в стерео — использовать задержку в одном из каналов.

Автоматизация

Чтобы припевы «раскрывались» после куплетов и создавали движение в песне, можно использовать изменения в громкости, добавлять параллельную компрессию и различные эффекты, менять ширину стереопанорамы и положение инструментов. Пусть песня живёт, изменяясь, увлекая слушателя.

Аналоговое насыщение (Saturation)

Чтобы сведение, сделанное в компьютере, приближалось по характеру к сведению, сделанному через микшерский пульт, можно использовать специальные плагины — сатураторы, плагины-эмуляторы аналогового звучания. Обычно звук, прошедший через пульт, звучит более мягко (смягчается атака и высокие частоты), за счёт этого (как и за счёт компрессора на выходном канале) дорожки лучше «склеиваются» друг с другом.

Для эмуляции аналогового звучания можно использовать подходящие плагины, делающие звук более «округлым» и «тёплым». Похожего эффекта можно достичь, используя компрессоры и эквалайзеры с «мягким характером».

Пре-сведение

Если вы сводите несколько похожих песен для альбома, то можно создать отдельный проект под барабаны и бас, где обработать ритм-секцию из этих песен одинаковым образом, а затем сохранить в виде нескольких отдельных дорожек (бочка, малый, томы, железо, комната, send-fx и бас-гитара). Эти обработанные дорожки можно использовать на сведении, лишь слегка дорабатывая. Таким образом можно освободить ресурсы процессора для других плагинов и сделать песни на альбоме звучащими в «едином ключе».

Общая предварительная обработка барабанов и баса
[иллюстрация] Общая предварительная обработка барабанов и баса

Маршрутизация

Удобно отправить все вокалы и вокальные send-эффекты в одну группу (vocals), а все инструменты, аранжировки и их send-эффекты в другую группу (submix), а затем обе группы отправить в Stereo Out. По желанию на Stereo Out можно поставить мягкий bus-компрессор. Такая маршрутизация позволят экспортировать три отдельных дорожки — отдельно дорожку вокала, отдельно дорожку музыки и общую сведённую дорожку. Сведённую дорожку можно использовать для прослушивания, а отдельные дорожки музыки и вокала использовать на мастеринге, чтобы иметь больше возможностей — отмастерить «минус», изменить громкость вокала и пр.

Бесплатные плагины

В интернете можно найти множество бесплатных плагинов для обработки звука. Ссылки на некоторые из них приведены на этой странице.

Завершение сведения

Работа над сведением заняла несколько месяцев. Cначала были сведены три песни, чтобы выбрать и согласовать направление сведения. Одну из песен нам свёл Михаэль, с которым мы записывали альбом. Послушав разные варианты и определившись с тем, что нам нравится, мы сделали сведение всего альбома. Затем внесли коррективы и дополнительные аранжировки.

[аудио] Сведенная песня «Дети Апреля»

Наконец, сведение сделано и можно приступать к мастерингу!