Запись альбома рок-группы

4.1 Запись электрогитар

Ура! У нас отредактированы барабаны, бас-гитара, и можно приступать к записи остальных инструментов. Обычно вокал записывают в последнюю очередь, поэтому я расскажу о нём чуть дальше, а сначала займёмся гитарами. Перед тем, как отправиться на студию, хорошенько подготовимся к записи и придумаем все необходимые партии гитары.

Придумываем гитарные аранжировки

Так как в нашей группе только один гитарист, то на репетициях мы придумали только основные гитарные партии. Займёмся теперь тем, что придумаем дополнительные гитарные аранжировки, чтобы наши песни зазвучали музыкально богаче и интереснее.

Представим себе то, как мы будем записывать гитары: обычно ритм-партии записываются по два раза и панорамируются в миксе влево и вправо, а партии соло-гитары звучат где-то по центру. Отталкиваясь от этого, нарисуем придуманную партию гитары, раскладывая её на три (две боковые и центральная). Это поможет нам легче ориентироваться в песне и увидеть её целиком.

Гитарный план (первая страница)
[иллюстрация] Гитарный план (первая страница)

Гитарный план (вторая страница)
[иллюстрация] Гитарный план (вторая страница)

Вот мой гитарный план для нескольких песен. Я рисую линии синей ручкой там, где звучит чистая гитара, и чёрным маркером — где играет гитара с перегруженным звуком. Сначала рисую те партии, которые уже придуманы.

Теперь подумаем, чего нам не хватает. Возможно там, где играет одна соло-гитара, нужны какие-то дополнительные партии ритм-гитар по бокам. Чтобы разнообразить партии ритм-гитары, можно придумать дополнительные партии-вкрапления соло-гитары. Чуть ниже я приведу конкретные примеры.

Как придумывать такие аранжировки? Сначала их можно представить мысленно, как бы услышать у себя в голове. Для этого послушаем свои репетиционные записи с одной гитарой и пофантазируем, чего там не хватает.

Как только появляется чувство, что в этом месте можно добавить дополнительную гитару, и вы примерно представляете, что она может играть, записывайте свою идею на бумагу или просто рисуйте линию. Пока хватает терпения, пройдитесь так по нескольким песням, а потом начинайте воплощать идеи с гитарой в руках.

Запишите в компьютер те партии, которые вами уже придуманы, расставьте их так, как задумано в вашем гитарном плане. Затем под те партии, которые вы уже записали, придумывайте и записывайте дополнительные гитарные аранжировки.

Приведу пример того, что смог придумать я сам. Сначала идёт версия песни с одной гитарой, как мы играли её на репетициях и концертах, затем — с тремя гитарами, разложенными так, как я представляю их себе на записи. Гитары записаны дома через преамп Hughes-n-Kettner Tubeman.

[аудио] Дети апреля (черновик — одна гитара)
[аудио] Дети апреля (черновик — три гитары)
[аудио] Сообщение (черновик — одна гитара)
[аудио] Сообщение (черновик — три гитары)
[аудио] Желания (черновик — одна гитара)
[аудио] Желания (черновик — три гитары)
[аудио] Sunshine (черновик — одна гитара)
[аудио] Sunshine (черновик — три гитары)

Как вы можете слышать, дополнительные партии не обязательно должны быть сложными — иногда достаточно добавить несколько аккордов, рифф на двух-трёх струнах или простую мелодию. Главное, чтобы это было к месту и не повторяло основную партию, а дополняло её.

Черновики я даю послушать остальным ребятам, чтобы они высказали своё мнение, подходят ли новые партии к нашим песням.

Во время записи на студии эти черновики и гитарный план будут мне помогать: я точно буду знать, что и куда записывать, как будут сочетаться партии гитар, какой звук и в каких песнях будет нужен. Также в гитарном плане удобно отмечать то, что уже сделано. В него можно заглядывать и при сведении, чтобы вспомнить свои первоначальные идеи.

Запись электрогитар

Итак, у нас записаны и отредактированы барабаны, бас-гитара; мы придумали гитарные аранжировки и готовы приступить к записи чистовой гитары на студии.

Чтобы гитара звучала ярко, желательно поставить новые струны (лучше за день-два, чтобы они «уселись» и гитара хорошо держала строй) и немного поиграть на них. Вечером перед записью желательно повторить все свои партии дома, чтобы на студии быть готовым их уверенно и быстро записать.

Чтобы исполнение звучало энергично, нужно играть максимально радостно и сильно. Если это партия на перегруженном звуке, то лучше сделать небольшой DRIVE на усилителе, и играть так, чтобы драйва было много от звукоизвлечения, то есть играть с большой отдачей. Чтобы хорошо совпадать по времени с барабанами и басом, не опережая и не отставая, можно представить себе, что вы как будто играете все вместе на репетиции или на концерте. Я старался мысленно представить, как играют Серёжа и Костя (наши барабанщик и басист), и играл, как будто мы все рядом в одной комнате.

Звук гитары желательно сразу найти такой, какой вы хотите получить в сведённой песне (или близкий к тому), чтобы гитара хорошо ложилась в микс уже на этапе записи.

У нас с Михаэлем было свободное время в одну из смен после записи барабанов. Я привёз свою гитару, и мы сделали несколько пробных дублей. Кое-что из этих записей даже попало в итоговое сведение, но главное — мы заранее получили представление о том, какой звук у нас уже есть и куда мы хотим двигаться дальше.

Когда мы вплотную приступили к записи гитар, мы выставили найденные ранее настройки и уделили ещё пару часов экспериментам. Михаэль двигал микрофоны и крутил ручки на комбике, а я играл, потом мы вместе слушали то, что записали. И в итоге нашли тот звук, который нам обоим понравился — он был достаточно яркий, радостный, но не резкий, хорошо сочетался с уже записанными барабанами и басом. С этим звуком мы и записали большинство песен.

Первоначально у меня была идея записать гитары дома, а на студии сделать реампинг (от английского Re-Amp), то есть пропустить уже записанный звук со звукоснимателя через гитарный усилитель. Эта идея привлекала меня тем, что она даёт возможность реампить гитары в любой студии, где умеют добиваться классного звучания. Дома можно сделать сколько угодно дублей, сыграть так, как нужно, отредактировать свою партию, а на студии остаётся поставить микрофоны, найти нужный звук и прогнать через него заранее записанный материал.

Однако у этого способа есть и свои недостатки: во-первых, качество звука может быть ниже, чем при обычной записи гитары, поскольку при реампинге сигнал со звукоснимателя проходит через много устройств, прежде чем доберётся до гитарного усилителя. Во-вторых, нет возможности сделать эффект «заводящейся» гитары, так как нет обратной связи от усилителя к звукоснимателю. И в-третьих, исполнение в домашних условиях может отличаться по своей энергии и настроению от исполнения на студии.

Подумав, пообщавшись с Михаэлем и послушав звук, который у нас получается, я решил записывал гитару классическим способом, находясь с усилителем в одной комнате.

Каждую партию электрогитары мы записывали на четыре дорожки: два ближних микрофона на комбике, DI-Box (чистый сигнал с датчика) и talkback-микрофон, который использовался для общения и находился в нескольких метрах от усилителя.

Если вы точно знаете, какой звук будет нужен, то можно записывать гитару на одну-две дорожки, этого может быть вполне достаточно. Но мне хотелось поэкспериментировать, поэтому мы записывали так много. Сразу скажу, что на сведении я использовал примущественно два ближних микрофона, только иногда добавляя к ним talkback для ощущения пространства и щелчков медиатора. Чистый сигнал с DI-box пригодился мне только пару раз, когда потребовалось сделать у гитары совсем другой звук с помощью компьютерного «реампинга» и эффектов.

Вот примеры записанного звука электрогитары (без эквализации и дополнительных обработок).

[аудио] Желания (запись гитары, ближние микрофоны)
внешний кабинет, два ближних микрофона, затем только SM57 (более яркий), только MD 441 (более глухой), оба, SM57, MD 441, оба

[аудио] Желания (запись гитары, две гитары в стерео)
внешний кабинет, ритм гитары в стерео, отдельно и вместе с барабанами и басом

[аудио] Желания (запись гитары, чистая гитара с tremolo)
внешний кабинет, все три микрофона (два ближних и talkback), затем только два ближних, только talkback, все вместе

[аудио] Куклы (запись гитары, ближние микрофоны)
встроенный динамик комбика, два ближних микрофона, затем по отдельности MD 421, C 414, затем вместе с talkback микрофоном, только talkback, все вместе, без talkback, с talkback

[аудио] Куклы (запись гитары, две гитары в стерео)
две ритм гитары в стерео, снятые ближними микрофоны, отдельно и вместе с барабанами, басом и центральной гитарой

[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, соло)
внешний кабинет, три микрофона (два ближних в центре панорамы и talkback слева), затем вместе с другими инструментами

[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, чистая гитара с DI-Box и через усилитель)
две гитары в стерео, чистый сигнал со звукоснимателя (через DI-Box), затем пропущенный через tremolo и снятый двумя ближними микрофонами на комбике

Мы записывали гитару через комбоусилитель Mesa Boogie Mark IV, используя встроенный в него динамик, а также подключая к нему внешний кабинет Mesa Engineering 2×12 Rectifier Guitar Cabinet. На внешнем кабинете мы записывали преимущественно перегруженные гитары, а на комбике — в основном чистые. Но экспериментировали от песни к песне, переключая динамики и каналы усилителя (Rhythm 1, Rhythm 2 и Lead), чтобы выбрать нужный характер звука для каждой партии.

Я использовал на записи две электрогитары: мастеровой Explorer и купленый в магазине недорогой Telecaster. На первой стоит активный датчик EMG 89 (humbucker/single) и она выдаёт более плотный звук, подходящий для мощного overdrive, а на Telecaster стоит активный EMG RT (single) и на нем хорошо звучат партии с чистым звуком и более лёгким overdrive.

Расстановка микрофонов

Меня интересовало, как Михаэль расставляет микрофоны для записи электрогитары, и он рассказал мне основные принципы.

Сначала нужно выстроить нужный звук на усилителе, чтобы нам понравилось то, что мы слышим напрямую, а затем выставлять микрофоны. Проще всего снимать звук одним микрофоном, но иногда этого бывает недостаточно. Если хочется иметь более полное звучание, то можно добавить второй микрофон, который будет восполнять то, чего не хватает первому (по тембру, по динамике).

Когда используется два микрофона, то чтобы решить проблему с фазой (когда сигналы с двух микрофонов негативно влияют друг на друга), можно поставить микрофоны на равном расстоянии от динамика. Михаэль ставил микрофоны близко к решётке, но не вплотную, а примерно на расстоянии 3–5 см.

Если микрофон направлен прямо по оси в центр динамика (это расположение называется по-английски On Axis), то звук будет ярким, резким и с максимальной динамикой (так как диффузор динамика сильнее всего двигается в центре). Если сдвигать микрофон от центра к краю (сначала это будет называться Off Axis, затем Edge), то звук будет становиться глуше и мягче, высокие частоты будут спадать, динамика смягчаться. Если поставить микрофон под углом (Angled), то будет играть роль как диаграмма направленности микрофона, так и его положение относительно оси динамика.

Микрофоны отличаются друг от друга тембральными и динамическими свойствами (некоторые микрофоны выдают более яркий и резкий звук, другие более глубокий и полный). Сочетая микрофоны с разными свойствами и располагая их подходящим образом можно добиться желаемой полноты, тембра, динамики получаемого звука.

Вот как были расставлены микрофоны на внешнем кабинете Mesa Engineering 2×12:

Shure SM57 (направлен в центр, под углом) — даёт больше яркости,
Sennheiser MD 441 (направлен прямо, но сдвинут от центра на 5–7 см) — дополняет более глубоким звучанием.

На встроенном динамике комбика Mesa Boogie Mark IV:

Sennheiser MD 421 (направлен в центр, под углом, даёт больше середины),
AKG C414 (сдвинут от центра динамика на 7–9 см, даёт больше верха и низа)

Ещё один Sennheiser MD 421 был использован как talkback-микрофон и находился на расстоянии около двух-трёх метров от усилителя.

На запись всех партий электрогитар к 11 песням нам потребовалось 26 часов на студии.

Редактирование электрогитар

Как и с бас-гитарой, редактировать записанные партии гитары легче всего сразу же после записи, оставляя только хорошие дубли и переписывая в них неудачные места. Но в нашем случае редактирование я делал дома.

После того, как все партии электрогитары записаны, можно расставить их в проекте и, прослушивая поочерёдно, выбрать наиболее подходящие по звуку и настроению дубли. В некоторых песнях у нас были записаны партии с разным звуком (на разных гитарах и в разных режимах усилителя), так что можно выбрать наиболее интересные варианты и их сочетания.

Сделаем нужное количество дорожек, чтобы разложить гитары в проекте по аналогии с гитарных планом: например, у нас каждая гитара записана на четыре дорожки, значит сделаем по восемь дорожек для левой, правой и центральной гитары (по восемь — чтобы в каждом канале могли поместиться по две гитары — перегруженная и чистая).

Затем отредактируем выбранные дубли и доведём их до совершенства: исправим ошибки, если нужно — слегка подвинем по времени, чтобы гитары играли более синхронно с басом и барабанами.

Редактирование электрогитар
[иллюстрация] Редактирование электрогитар

Как уже упоминалось в главе о редактировании барабанов, многодорожечные партии удобно перед редактированием сгруппировать.

На редактирование электрогитар потребовалось около двух недель.